Авто
Russian Belarusian English

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Отклонения в развитии речи не могут не сказаться на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развитию творческих сил личности.

Одна из главных задач учителя-дефектолога – правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения. Учитель-дефектолог не дублёр учителя и не репетитор, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихсяу детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом. Например, учитель-дефектолог ведёт работу по дифференциации звонких и глухих согласных, параллельно включает в занятие задания на оглушение звонких согласных в конце слова и середине слова. Работая над слоговой структурой слова, дает понятие о слогообразующей роли гласных. Обучая детей умению слушать ударную гласную, учитель-дефектолог не может игнорировать тему «Ударные и безударные гласные», а для того чтобы ученики слышали безударную гласную в корне слова, необходимо вспомнить, а иногда и заново отработать темы «Состав слова» и «Родственные слова».

Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по русскому языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, в усвоении и применении на письме грамматических правил, необходимо начинать работу по предупреждении дисграфии с первого класса.

Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи, вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Если устная речьвыделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.

В учреждениях общего среднего образования встречаются следующие речевые нарушения: дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое нарушение речи, дисграфия, дислексия, а также ряд других нарушений. Как правило, дети с данным нарушением посещают дошкольные учреждения или занимаются с учителем-дефектологом индивидуально. Многим детям необходимо продолжение коррекционно-педагогических занятий в пункте коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП) в учреждениях общего среднего образования (общеобразовательной школы). В нашей школе дети получают следующую коррекционно-педагогическую помощь:

  • Обследование звукопроизношения, грамматического строя речи, словарного запаса и устной речи у школьников;
  • Проводится индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения, развитию словарного запаса и грамматических форм речи;
  • Проводятся индивидуальные и фронтальные занятия по предупреждению дисграфии с учащимися 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов.

Опытные учителя школы тесно сотрудничают с учителем-дефектологом.

Только тесный союз учителя, учителя-дефектолога и родителей даёт прекрасный результат в обучении детей с речевыми нарушениями.